Так, для памяти. Чтобы - если что - давать ссылку тем, кто снова понесет "сказку про Петра" О названии «Россия» в XV-XVII веках «Россия»— вовсе не новое словообразование, которое якобы появилось только в начале XVIII в. и было искусственно введено при Петре I. Оно появилось и утвердилось в нашей стране гораздо раньше. Не Петр I ввел в употребление название «Россия», а оно стало общенародным еще задолго до него. В ранних русских памятниках этого наименования нет. В них употреблялись слова «Русь» (это было также наименованием народа) и «Русская (или «Руская») земля». С наибольшей последовательностью термин «Русская земля» повторяется в «Слове о полку Игореве»,— стало быть, в произведении конца XII в. Для его автора «Русь» уже полностью отождествляется с «Русской землей». Последнее название не является каким-либо словообразованием конца XII в. Оно уже имеется в договоре Олега с Византийской империей 911 г., где тут же употребляется и название «Русь». При этом Русская земля противополагается земле Греческой как особая страна: «Договор заключили между Греческою землею и Русскою». В древнейших русских источниках, впрочем, всегда употреблялись только названия «Русь» и «Русская земля». Термины «Россия» (или «Росия»), «Российский» (или «Росийский») появляются в этих источниках только с XV в., постепенно распространяются все больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке. При этом они вовсе не вытесняют старых названий «Русь», «Русская земля», но приобретают существенно иной оттенок. Слово «Росия» мы найдем уже в одном неизданном кратком летописце, помещенном в рукописи, написанной четким полууставом конца XV в. Водяные знаки на бумаге относятся к последней четверти того же столетия и датируются 1476—1501 гг. Краткий летописец начинается от Адама, после чего следуют хронологические выкладки о различных событиях церковной истории, доведенные до смерти греческого императора («царя») Михаила. Далее следуют краткие известия из русской истории от Рюрика до набега царевича Мазовши на Москву в 1451 г. К летописцу приложена краткая родословная московских князей, кончая Иваном III («князь великий Иоаннь Василиевичь»). Следовательно, надо предполагать что летописец был составлен в конце XV в. при Иване III. Судя по особому интересу к московским событиям, летописец составлялся в Москве. Краткий летописец всюду и последовательно проводит одну и ту же терминологию: «Росиа»—для обозначения страны, «росийский»— по отношению к стране и ее великим князьям. Так, в нем читаем: «всех лет до крещениа Росиа», «Батый царь воева Росия», «Едигеи воеваль Росия». Отметим тут же, что слово «Росия» появляется в летописце четыре раза, причем не только в южнославянской огласовке («Росиа»), но дважды и по-русски — «Росия». Это уже само по себе говорит, что составителем краткого летописца был русский, а не серб или болгарин, перебравшийся в Москву. Рядом с этим в том же летописце читаем: «и приять Росиискую область Рюрик», «до крещениа Росиискыя земля», «н всю Росиискую землю», «при митрополите Алексии Росииском», «начяло князем росиискым великым», «крестиль Росиискую землю». Употребление слова «Росиа» вовсе не было единичным явлением в XV в. В Чертковском списке Вологодско-Пермской летописи, написанном в первой половине XVI в., читаем: «и начаша звати роских князей». На некоторых монетах Ивана III и Василия III имеется уже надпись: «Господарь всея Росии». Существует также рукопись так называемого Еллинского летописца с записью 1485 г., в которой последовательно употребляется титул великих князей «всея Росии». Рукопись, судя по припискам, сделанным пермской азбукой, была написана где-то в России, может быть, даже в Москве. Таким образом, слова, «росийский», «Росия» входят в употребление уже в XV в. В XVI в. слово «Россия» (в форме «Росия») входит во все большее употребление и постепенно завоевывает себе место в официальных документах. В этом отношении особенно показательны послания Ивана Грозного. Уже первое его послание к Курбскому начинается обращением: «Царево государево послание во все его Росийское царство». Это обращение можно было бы считать позднейшей припиской, если бы слово «Росия» не употреблялось и в самом тексте послания («и что от сего случишася в Росии», «Росийская земля правитца божиим милосердием», «дана во вселенней Росийстей царствующаго православнаго града Москвы»). Замечательнее всего, что термин «всея Росии» употребляется Иваном Грозным и в царском титуле. Обращение Грозного ко всему Российскому царству должно было подчеркнуть важность его послания, написанного в момент страшного напряжения государства. Но Грозный не выдумывал названия «Росия». Он опирался на традицию, на распространение этого слова среди русокого народа. Характерно, что рядом с «Росией» он же говорит о «Росийском царстве». В самом конце XVI в. названия «Росия» и «Росийское царство» начинают входить в обиход в совершенно определенном смысле, обозначая всю совокупность земель, объединенных Российским централизованным государством. Так, в чине венчания царя Федора Ивановича на царство в 1589 г. рядом с митрополичьим титулом «всея Русии» настойчиво подчеркивается царский титул «всея Росия». Царь Иван Васильевич был «государь и самодержец всея великия Росия». В состав «Российского царствия» входят великие княжества Владимирское, Московское, Новгородское, царства Казанское и Астраханское. В целом это и есть держава «всея великия Росия». Из названного нами документа с полной ясностью вытекает значение термина «Росия» как понятия, охватывающего все «государства» (т. е. княжества и царства), входящие в ее состав. Следует особенно подчеркнуть, что «Россия» и в документах XVI в. не однозначна с названием «Московское государство». Этот термин действительно был в употреблении в русских официальных и неофициальных источниках XVI в. Но наибольшее распостранение данный термин приобрел на Западе. Названия «Московитское государство» и «московиты» доменировали у иностранцев. Иногда термин «московиты» применялся почти в бранной форме, наиболее часто в годы каких-либо политических осложнений. В этом отношении особенно усердствовал папский агент Антоний Поссевино, который называет Ивана Грозного московским князем, а русских — мосхами. Для истории названия «московиты» интересна книга Герберштейна «Записки о московитоких делах». У Герберштейна, как и у других западноевропейских авторов, слово «московиты» обозначает русских. Однако тот же Герберштейи помещает под портретом Василия III подпись: «Царь и государь русских» («russorum rex et dominus sum» ). Характер подписи от имени самого Василия III показывает, что это латинский перевод русского текста, в котором Василий III называет себя русским, а не московским царем. Тем не менее и у Герберштейна мы находим, как и у других западноевропейских авторов, термины «московит» и «Московия». Термины эти широко проникают в западноевропейские работы и встречаются до сих пор. Между тем уже с самого начала XVII в. русские официальные документы окончательно вводят понятие о России как о стране, составными частями которой являются прежние феодальные владения, потерявшие свою самостоятельность и вошедшие в централизованное государство. С особой ясностью это оказано в грамоте 1613 г. об избрании Михаила Романова на царство. В этом документе, который как бы вобрал в себя всю терминологию XVI в., относящуюся к обозначению централизованного государства на Руси, мы встречаем выражения: «скифетр великого Росийского государства», «по нем на Росийском государстве седе сын его» и. Одновременно там же мы находим такие выражения: «Московское государство», «всенародное множество всего Московского государства» и пр. Анализируя термины «Московское государство», «Росийское царство» и «Росийское государство», мы заметим, что под Московским государством понималась лишь часть всего Русского государства: «обрали на Владимирское, и на Московское, и на Ноугоротцкое государства, и на царства Казанское и Астраханское и Сибирское, и на все великие и преславные государства Росийского царствия». Следовательно, в состав Российского царства входят другие государства: Новгородское, Московское, Владимирское, царства Казанское, Астраханское и Сибирское. В начале XVII в. в официальных документах встречается «Всероссийское государство». Например, в отписке Федора Шереметева, посланной в 1608 г. царю Василию Шуйскому, сказано: «дал бог на Всеросийское государство тебя праведного и милосердого великого государя». В XVII в. обозначения «Росия» и «Росийская земля» входят уже во всеобщий обиход в русской письменности. Можно привести множество примеров. Одним из самых ярких является название «Временника» Ивана Тимофеева: «Повесть сия о некоей брани, належащей на благочестивую Росию». О разорении «всея Росии» пишет и Авраамий Палицын в своем сказании. В обоих случаях выступают авторы, тесно связанные с официальными кругами централизованного государства. Для них слово «Росия» сделалось уже общепринятым для обозначения всей страны в целом, со всем ее населением. Еще за 100 лет до провозглашения Российской империи название «Россия» делается официальным в русских документах своего времени. Титул «всея Великия и Малыя Росии самодержец» приведен уже в царской грамоте в марте 1654 г. Итак, можно с полным основанием утверждать, что в русских -письменных источниках слова «Росия», «Росийская земля», «росийский» появляются уже в XV в. В XVI в. рядом с ними, как почти однозначащие, существуют названия «Русь», «Русская земля», «русский». Но в это же время все больше утверждается понятие «Росия» с производным от него «росийский» для определения всей страны в целом и всего ее населения. По материалам: Тихомиров М.Н. О происхождении названия «Россия». #Русь_с13до15в@zloi_moscovit #Россия_16_17вв@zloi_moscovit

Теги других блогов: история язык Россия